Фото и видео

Новости (архив)


Контакты

contact@forca.ru

Григорьев А.В., Осотов В.А., Таджибаев А.И., Монастырский А.Е.
(Свердловэлектроремонт, Екатеринбург, ПЭИПК, С.-Петербург)

Характерной особенностью современного состояния электроэнергетики России является наличие в эксплуатации большого объема электрооборудования, отработавшего свой расчетный ресурс. При этом физический ресурс оборудования вырабатывается обычно далеко не полностью, поскольку оно работает, как правило, в недогруженном режиме. Это находит свое подтверждение и в статистике повреждаемости, которая показывает, что для силовых трансформаторов, например, отказы, связанные с выработкой физического ресурса не превышают нескольких процентов. Остальные аварии обусловлены возникновением и развитием в оборудовании различных локальных дефектов. В тяжелых экономических условиях, когда обновление энергетического оборудования затруднено, а зачастую и просто невозможно, резко повышается роль диагностики, которая становится элементом эксплуатации. Действительно, своевременное выявление дефектов на ранних стадиях их развития позволяет своевременно вывести оборудование в ремонт, который в этом случае оказывается существенно более простым и дешевым. Учитывая ограничения по численности эксплуатационного персонала, при решении задач диагностики необходимо значительно более широкое использование автоматизированных мониторинговых систем, не требующих специального постоянного обслуживания, но сигнализирующих о появлении дефектов.
Существующие структуры диагностики силового электрооборудования сложились в условиях, когда основным технологическим и административным звеном энергетического производства являлась энергосистема, представляющая собой крупный комплекс энергетических предприятий, охватывающих весь цикл производства электроэнергии и, соответственно, все виды электрического оборудования. В таких обстоятельствах в энергосистемах сложился комплекс определённых условий, явившихся основой эффективного функционирования диагностических подразделений. В общих чертах эти условия такие:

Наличие со стороны руководящих административно-технических отраслевых органов осознанного волевого начала в организации и побуждении эффективной диагностической деятельности в отрасли в целом и в масштабе энергосистем в частности.

Активная заинтересованность центральных и региональных отраслевых органов в эффективном контроле технического состояния, соблюдения правил технической эксплуатации и регулярном получении соответствующей квалифицированной информации.

Хорошая    обеспеченность диагностических подразделений современной (а не морально и физически устаревшей) аппаратурой, благодаря концентрации финансовых ресурсов.

Активная     заинтересованность отраслевых органов, призванных вырабатывать единую техническую политику в области правил и норм надзора за техническим состоянием и надлежащей эксплуатацией энергооборудования, в создании и развитии новых, передовых методов контроля, подкреплённая возможностью соответствующего финансирования, а также ответственность этих органов за выбранную техническую политику.

Достаточно    интенсивная загрузка персонала, использующего специальные методы технической диагностики, благодаря наличию в энергосистемах большого числа практически всех видов электрооборудования.

Наличие          характерных лишь для энергообъединений организационнотехнических условий и возможностей создания и развития региональных централизованных, наподобие централизованных систем диспетчерского управления, систем автоматизированного контроля технического, состояния энергооборудования.

Обеспеченность персонала диагностических подразделений возможностями систематического повышения своей квалификации.

Не обремененность коммерческими условиями и ограничениями потребностей эксплуатационных предприятий что-то узнать дополнительно о состоянии своего оборудования, а также потребностей надзорных органов иметь исчерпывающую информацию о техническом состоянии и уровне эксплуатации энергооборудования.

Планируемое, а кое-где уже начавшееся, разделение энергосистем на ряд более мелких административно не связанных и, по замыслу, конкурирующих друг с другом компаний, неизбежно нарушают большую часть указанных, можно сказать, базовых условий функционирования диагностических подразделений. Поэтому возникает реальная угроза резкого снижения эффективности диагностической работы и, даже, утраты отдельных её видов. Рассмотрим возможные изменения и последствия изменений, указанных выше условий.

  1. Наличие волевого начала со стороны руководящих отраслевых административно-технических органов в организации эффективной диагностической деятельности в отрасли должно, естественным образом, исходить из интересов обеспечения надёжности энергоснабжения и энергетической безопасности регионов в масштабе энергосистем и государства в целом. Известно, что "основное назначение технической диагностики состоит в повышении надёжности объектов на этапе их эксплуатации" [1]. Показателями надёжности являются: безотказность, долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность. Прямая связь диагностики с первыми тремя из них - очевидна. Однако, при большом числе относительно мелких предприятий транслирование волевого начала от высших органов управления отраслью к низовому уровню производителя электроэнергии через несколько административно не связанных и юридически самостоятельных уровней, надо полагать, будет существенно затруднено. Тем более, если при этом на первом месте будут стоять не интересы обеспечения надёжности энергоснабжения, а интересы экономического выживания юридически самостоятельного некрупного предприятия.
  2. Заинтересованность центральных и региональных отраслевых органов в эффективном контроле технического состояния и соблюдения правил технической эксплуатации неизбежно диктуется ответственностью их за надёжность и безопасность энергетической отрасли. Одним из важных факторов обеспечения надёжности и безопасности электроэнергетики на общеотраслевом и региональных уровнях является осуществление единой отраслевой технической политики, регламентирующей общие правила и требования в части эксплуатации, контроля технического состояния энергооборудования и в части надзора за соблюдением установленных правил и требований. В условиях разделения энергосистем на отдельные самостоятельные, юридически независимые, предприятия существенно ослабляется управляемость единой технической политикой. О частичной утрате управляемостью единой технической политикой в электроэнергетике уже признаются некоторые высокопоставленные специалисты. На этом фоне маловероятным выглядит предположение о сохранении у небольшого энергопредприятия стойкой заинтересованности, к тому же, за дополнительную, очевидно, не малую плату и в условиях финансовых трудностей, свято соблюдать все регламенты контроля технического состояния оборудования. Реальная практика последних лет лишь подтверждает несостоятельность подобных надежд. В этом отношении, примером возможных трудностей в части единой управляемости могут служить известные проблемы взаимоотношений центральных и получивших определённую самостоятельность региональных властей. Кроме того серьезную обеспокоенность вызывает и система формирования нормативно-технической документации. Если в условиях централизации энергетического производства центральные органы, разрабатывающие нормативы, несли материальную ответственность, покрывая хотя бы частично аварийные ущербы, то в условиях реструктуризации и выделения мелких финансово автономных предприятий остается лишь моральная ответственность. Это не может не сказаться на качестве подготовки нормативной документации. Действительно, уже сейчас наметились негативные тенденции. Опыт создания руководящих документов последних лет показывает, что в отличие от традиционного предварительного обсуждения проектов документов широким кругом специалистов различных регионов, которое обеспечивало обоснованный выбор нормативов, сейчас нормативная документация разрабатывается узким кругом специалистов центральных организаций без всестороннего их обсуждения. С одной стороны это приводит к снижению качества разработанных документов, а с другой, и это наиболее опасная тенденция, ставит определенные затруднения в развитии новых, наиболее прогрессивных методов диагностики, которые фактически разрабатываются сейчас полулегальными методами, силами отдельных энтузиастов
  3. Оснащённость диагностических служб и подразделений современной аппаратурой - это материальная основа их эффективного функционирования. Известно, что современная аппаратура на базе компьютерной и микропроцессорной техники весьма дорога. При этом, в силу быстрого развития диагностической техники, моральное устаревание происходит примерно через три года. Поэтому приобретение, содержание и своевременное обновление диагностической аппаратуры может быть обеспечено только лишь при функционировании диагностических служб в составе или под патронажем крупных, финансово состоятельных энергообъединений; возможно, крупных страховых компаний, делающих бизнес на страховании энергооборудования; возможно, общеотраслевых энергонадзорных учреждений.
  4. Интеллектуальной   базой эффективной работы диагностических подразделений являются существующие и вновь создаваемые диагностические технологии. Здесь надо различать традиционные, регламентированные существующими отраслевыми нормами, и можно сказать, уже ставшие рутинными методы контроля, и методы нетрадиционные, основанные на передовых разработках, которые расширяют и развивают возможности диагностики технических объектов. Понятно, что для разработки и внедрения нового требуется источник финансирования. Нельзя рассчитывать лишь на энтузиазм разработчиков и на нечаянную заинтересованность отдельно взятого эксплуатационного предприятия в создании за счёт его расходов и в применении на предприятии, опять же не бесплатно, нового диагностического метода, не регламентированного отраслевыми нормами. Особого внимания требует вопрос регламентации правил разработки и распространения новых диагностических методов и технологий на предприятиях отрасли. Думается, что было бы правильным централизованно оплачивать разработку методик и затем передавать их на энергопредприятия на безвозмездной основе. Предприятия, при необходимости внедрения новых методов, должны оплачивать (и то, может быть, не во всех случаях
  5. оптовые централизованные заказы всегда дешевле) лишь аппаратную часть и обучение персонала. Например, в медицине рецептами новых лекарств, новыми методами диагностики и лечения, насколько известно, не торгуют - о них информируют, им обучают. При этом, естественно, аппаратная часть и обучение - не бесплатны. Современные       высокотехнологичные методы и аппаратура, используемые в диагностике технических объектов, предъявляют высокие требования к квалификации специалистов. На подготовку специалиста способного работать самостоятельно уходит 2-3 года. Длительность срока подготовки определяется в основном возможностями наработки практических навыков по выбранному профилю специализации. Поскольку многие диагностические мероприятия, как правило, привязываются к капитальным ремонтам оборудования, а периодичность капитальных плановых ремонтов основного оборудования в среднем 5-6 лет, то некоторые из работ могут повторяться довольно редко. Это же обстоятельство создаёт трудности в поддержании на должном уровне квалификации специалистов. Поэтому, как с точки зрения подготовки, так и поддержания квалификации необходима достаточная интенсивность загрузки специалистов однотипными работами. Это условие может быть соблюдено, если в сфере штатного обслуживания диагностического подразделения - не мене 10 энергопредприятий, что соответствует по существующим понятиям уровню энергосистемы. Немаловажный резон для организации функционирования диагностических подразделений в масштабе значительного энергетического региона это возможность интенсивного, а значит и эффективного использования дорогостоящей, нередко уникальной аппаратуры.
  6. Таким же, как только что указано выше (штатное обслуживание значительной группы энергопредприятий), является и условие, делающим целесообразным и полезным создание региональных систем дистанционного автоматизированного контроля технического состояния энергооборудования - наиболее передовой и прогрессивной формы группового контроля технического состояния энергооборудования. Такие системы дают возможность приблизить интеллектуальный потенциал наиболее квалифицированных специалистов к каждому агрегату энергопредприятия и тем самым значительно повысить уровень контроля состояния энергооборудования.
  7. Эффективность диагностики в технике прямо связана с уровнем развития и степенью внедрения в производственную практику быстро развивающихся передовых диагностических технологий. Поэтому неизбежна забота
    о  систематическом повышении квалификации персонала диагностических подразделений. Пути повышении квалификации известны - это своевременное изучение и освоение новых диагностических методик, новых видов диагностического оборудования; регулярное участие в семинарах, школах, специализированных выставках, обменах опытом и т.д.

Понятно, что оказание диагностических услуг исключительно на коммерческих основах значительно затруднит их своевременное оказание, а в определённых случаях сделает их просто невозможными.

Очевидно, станут либо невозможными, либо просто неуместными дополнительные проверки по инициативе диагностических подразделений, связанные с возникновением новых оценочных версий, или с возникновением благоприятных обстоятельств для получения полезной дополнительной информации. А ведь важнейшими факторами, позволяющими полноценно прослеживать динамику изменений и давать на этой основе более полную и точную оценку технического состояния, являются контроль с оптимальной периодичностью, своевременный учёт новых данных и своевременное реагирование, путём дополнительных контрольных мероприятий, на все неожиданные и ожидаемые проявления изменений технического состояния. Значит, отягощенность диагностических услуг коммерческими условиями содержит в себе, как это не парадоксально, предпосылку к снижению качества оценки технического состояния в общем, - по той причине, что не вся возможная информация может быть собрана.
Плохо себе представляется возможность эффективного осуществления на коммерческой основе диагностических услуг в аварийных случаях или в случаях каких-либо чрезвычайных происшествий, требующих срочной оценки потенциальной угрозы последующей аварии. Какую оперативность действий можно предполагать, если сначала нужно договориться, потом составить договор в условиях (как обычно в таких случаях бывает) неопределенности объёма предстоящих работ, подписать договор, пройдя предварительно юридическую экспертизу, и т.д.? Если угодно, можно провести аналогию со скорой помощью в медицине: понятно, что абсурдно её строить на коммерческой основе. В этом отношении показателен пример коммерциализации информационных структур в отрасли. Пока не заплатишь - не получишь ни Норм, ни Методик, ни Инструкций и т.д. Между тем, чёткая, быстрая и бесперебойная работа информационных служб и структур - одно из важнейших и необходимейших условий в обеспечение управляемости единой технической политики, в обеспечении надёжности работы отрасли.
Естественным образом возникает вопрос: а может быть можно обойтись и без всякой диагностики? Оборудование - это не живые люди, будем его эксплуатировать, пока оно не выйдет из строя. Выйдет из строя - вос- станавим или заменим. Таким образом, сэкономим на дорогостоящей диагностике. Рассуждение вполне резонное - для дилетантов в электроэнергетике.
Не в столь давние времена первостепенной важности задачами, стоящими перед электроэнергетикой, были обеспечение надёжности и бесперебойности энергоснабжения. В теперешнее время есть тенденция отдавать приоритет вопросам перетоков собственности. Есть основания усомниться в состоятельности такой переориентации, с точки зрения общегосударственных и региональных интересов.
Не надо большого воображения, чтобы представить себе последствия отказа от не только повышения, но и поддержания показателей надёжности энергооборудования на этапе его эксплуатации или же допущения условий, при которых эти показатели окажутся в зависимости от таких банальных случайностей, как, например, будут или не будут существовать, где-то за пределами энергосистемы, подходящие диагностические фирмы, службы или чьи-либо подразделения; будут или не будут они обеспечены нужной аппаратурой, располагать подготовленными специалистами; сложатся или не сложатся необходимые условия для постоянного развития и роста их диагностических возможностей и т.д. Можно ли и правильно ли всё это отпустить на волю складывающихся обстоятельств? Не правильнее ли в стратегическом плане держать это всё под жёстким и строгим контролем энергосистем?
С точки зрения безопасности, как регионального, так и государственного уровня, сбои в энергоснабжении - это потери, как правило, немалые и материальные, и моральные (падает авторитет власти, вера в государство и т.д.); это затраты на спасение людей, оказавшихся в замороженных домах; это ликвидация последствий производственных аварий и экологических катастроф; это неоправданная гибель людей и т.д. и т.п. Общеизвестно, что предупреждение чрезвычайных происшествий дешевле, устранения последствий. Очевидно, также, что обеспечение безопасности на государственном и региональном уровнях не может и не должно строиться на коммерческой основе.
Надёжность и гарантия энергоснабжения требуют затрат. Понятно, что они удорожают энергоснабжение, но в любом случае затраты на сервисное обслуживание энергооборудования войдут в стоимость энергоснабжения, только в одном из рассматриваемых вариантов организации этих затрат они не будут затруднением для оперативного, эффективного и качественного функционирования диагностических служб, а в другом, как следует из изложенного выше, будут - и весьма существенным. Не лишним будет отметить и то, что затраты на обеспечение надёжности и бесперебойности энергоснабжения - это, в то же время, и экономия на не состоявшихся авариях, катастрофах, человеческих жертвах и т.д. Есть над чем задуматься.
Резюме всего изложенного таково: при проведении реорганизации в энергетике необходимо принять меры, чтобы сохранить и укрепить имеющиеся диагностические подразделения; создать необходимые условия для их эффективного функционирования и развития. Жёсткий и бескомпромиссный контроль технического состояния и соблюдения норм и правил технической эксплуатации оборудования в электроэнергетике - залог энергетической безопасности.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Справочник. Технические средства диагностирования, под ред. чл.- кор. АН СССР Клюева В.В. - М.: Машиностроение, 1989. 672с. ил.